Гончарных дел мастера
Процесс работы гончарного мастера при работе с глиной завораживает. Мы приняли участие в мастер-классе в сысертском Доме ремесел «Живинка в деле» и хотим рассказать обо всех этапах создания глиняного изделия.
«Живинка в деле»
Дом ремёсел «Живинка в деле» разместился по адресу Коммуны №7, где в советские годы здесь располагался военкомат, затем Центр детского технического творчества. Ну а сейчас фасад здания силами волонтёров преображается в рамках всероссийского фестиваля «Том Сойер фест». На данный момент здание находится на балансе МУП «АТП СГО», директором которого является Игорь Михайлов. Он содействует мастерам и активно помогает в восстановлении здания. В Доме ремёсел разместились направления гончарного и ткацкого ремесла, которыми занимаются супруги Наталья и Леонид Гилёвы. Мы решили погрузиться в процесс гончарного мастерства и рассказать обо всех этапах создания глиняного изделия.
«Раньше всю посуду крутили мужчины»
Заходим в гончарную мастерскую, где нас встречает Леонид Гилёв. Деревянные полки и стол уставлены крынками, чашками и фигурками из глины. Цветные ковры и включённое радио создают уютную атмосферу.
Леонид начал заниматься гончарным мастерством зимой этого года, после того, как с женой поучаствовал в мастер-классе.
Мастер показывает свои последние изделия, а мы обращаем внимание на то, с чем нам сегодня предстоит работать. В глиняной мастерской есть два станка: более современный электрический, который управляется педалью, и механический, который нужно раскручивать ногой. Но заглядываться на станок ещё рано. Прежде чем отправлять глину на круг и формировать своё изделие следует тщательно её размять, для того чтобы в ней не остался воздух. Со стороны — всё кажется очень просто, а в руках мастера глина мнётся как тесто. Для новичка будет достаточно сложно разминать даже небольшой кусок глины – следует приложить немало физических усилий. Чтобы проверить, готова ли глина к работе, с помощью струны разрезаем её пополам и проверяем наличие пустот. Оставшийся в глине воздух может помешать при центровке изделия на гончарном круге или вовсе – взорваться при обжиге. Уже размятую глину с помощью хлопков формируем в шарик.
— Раньше женщин гончаров не было, — рассказывает Леонид. — Девушки делали маленькие изделия – свистульки, игрушки. А всю посуду крутили мужчины. Ученики гончарного мастерства первое время переносили посуду в печь и только спустя время допускали к ремеслу. А когда ученик становился мастером — его брали с собой в лес на добычу глины.
Разминая небольшой кусок глины, Леонид добавляет: «Среди мастеров гончарного дела проводятся соревнования, на которых умельцы разминают глину по 3,5 – 4 кг!».
По стопам мастера
Отправляем наш кусок глины на гончарный круг, который для удобства разделён на сектора. Плавным нажатием на педаль запускаем его и регулируем скорость. Плюсы электрического станка в том, что новичок может полностью сконцентрировать своё внимание на изделии и технике исполнения, не задумываясь о том, что нужно ещё раскручивать круг. Главное правило на этом этапе – глина всегда должна быть смочена водой. Положение рук играет важную роль – локти прижимаем к телу, а во время центрования нашего изделия складываем руки в треугольник. Леонид говорит, что центровка очень важна и занимает у новичков месяц обучения. В силу неопытности руки сильно устают, но со временем глина становится мягче, а работать с ней – легче.
После центровки начинаем формировать наше изделие. Мы решили сделать крынку – достаточно просто для того, кто впервые работает на гончарном круге. У каждого мастера своя техника положения пальцев при создании формы сосуда. Главное – не перестараться и сделать ровную толщину стенок. На этом этапе работы для нас было сложным следить за положением рук. Леонид следил за тем, чтобы у изделия не потерялся центр и спасал положение в самых критических ситуациях.
Уже готовая крынка «срезается» металлической леской с гончарного круга, перекладывается на ровную поверхность и сушится около двух недель. За это время изделие уменьшается в размерах на 30%! После сушки перед обжигом по желанию можно раскрасить будущую посуду или игрушку. На выбор два основных варианта – глазурь или ангоба – цветное покрытие, которое наносится на ещё сырое изделие, а после обжига приобретает матовый оттенок. Украсить свою поделку можно и с помощью узоров, для создания которых используются подручные средства. Так, например, шляпка обычного самореза оставляет рисунок в форме звезды.
Леонид показал нам и другие варианты работы с глиной. Например, можно раскатать глину и одним движением руки слепить кружку, миновав этап работы на гончарном круге. Как и в любой творческой и ремесленной работе – каждое изделие ручной работы уникально. Несколько часов в Доме ремёсел прошли для нас незаметно. Это было одновременно сложно и увлекательно.
Кстати, теперь любой желающий может поработать на гончарном круге, создать свой шедевр из глины или обучиться ткацкому делу. Дом ремёсел «Живинка в деле» приглашает на творческие мастер-классы!