«Арт-резиденция 2022»: итоги и смыслы
Алина Айфо Рахматулина второй год подряд становится куратором "Арт-резиденции", в рамках которой художники со всей страны создают свои инсталляции на территории сысертского завода.
Мы встретились с Алиной, прогулялись по заводским арт-объектам и поговорили о том, как прошла арт-резиденция этим летом.
В этом году в Сысерть приехали 16 художников из Екатеринбурга, Асбеста, Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Все они на протяжении двух недель жили на территории завода, ходили на экскурсии, проводили внутренние исследования и погружались в атмосферу города.
- Резиденция прошлого года была такая явная, с видимыми объектами, - рассказывает Алина. - А в этом году она такая тайная, скрытая. И тема у неё – перерождение. Здесь арт-объекты либо в тайных местах, либо не явные, менее заметные, но при этом погружающие больше вглубь себя. В этом году многие художники при создании своих объектов обращались к теме Сысерти.
По словам Алины, арт-объекты этого года призывают посетителей к взаимодействию с собой, углубиться в историю и смыслы инсталляции.
Художники не просто приехали, чтобы создать работы. Они смогли по-новому взглянуть на своё творчество, посмотреть на опыт других мастеров и что-то перенять для себя. Это был экспериментальный формат, и я вижу, что у нас очень удачно всё получилось, - говорит Алина.
Алина Рахматулина в рамках фестиваля "Лето на заводе" провела экскурсии по арт-объектам. Признаётся, что у неё есть большая мечта - провести экскурсии ночью.
- Мне кажется ночью завод выглядит совершенно иначе. Ощущения совершенно другие, когда тихо, никого нет. Плюс мы придумали такой спецпроект – будем приглашать разных медийных людей Екатеринбурга проводить арт-медитацию. Планирую привезти ещё порядка пяти художников, которые будут создавать свои объекты уже вне завода.
Рассказываем про каждый объект "Арт-резиденции 2022":
"Золотой волос". Наталья Денисова. Москва.
Ученики детской художественной школы и художница Наталья Денисова создали арт-объект во дворе дома по адресу Розы Люксембург, 58 в Сысерти. В этом году она стала единственной художницей, которая создаёт свой арт-объект за пределами сысертского завода.
- Меня позвала куратор арт-резиденции Алина Рахматуллина. Для меня эта резиденция достаточно знаковая, потому что я не рисовала уличных работ с прошлого сентября. В формате резиденции мы сначала погружаемся в местный колорит и из этого уже создаём работу. Мне не нужно было заранее готовиться вообще. Я просто приехала с нуля и уже на месте придумала свой проект.
Одна из концепций, которой придерживается Наталья в своих работах – привлечение местных детей и подростков к рисованию.
- У меня есть такая практика: когда я рисую на стене и, если ко мне подходят местные дети, я всегда привлекаю их к тому, чтобы чуть-чуть что-нибудь порисовать. В любой ситуации я даю ребёнку кисть. Для меня это просто прикольно, а для них это может быть очень важно: покрасить что-то в общественном месте, которое все потом будут видеть. И они могут приводить своих друзей и одноклассников, чтобы говорить – вот это красил я.
Из этой практики Наталья решила сделать целый проект и сразу привлечь местных ребят - учеников художественной школы. До того, как начать большой рисунок на стене, они поработали: читали сказ Павла Бажова, делали макеты, работали с композицией. Каждый придумал свой уникальный кусочек рисунка.
- Для стрит-арта я выбрала сказ Павла Бажова «Золотой волос». Мне понравилась эта история, потому что в ней есть очень красивые разнообразные образы: девушки с золотыми волосами, добрый молодец, злодей, животные и птицы.
"Лодка-колыбель". Татьяна Панаиоти. Екатеринбург.
Один из самых зрелищных объектов – инсталляция колыбель из лодки, которая подвешена на верёвки. Это не просто арт-объект, а настоящий перфоманс, во время которого любой желающий может вернуться в детство:
- Во всех поколениях детей всегда укачивали в колыбелях и только у буквально нескольких поколений уже были статичные кроватки, - рассказывает куратор Алина Рахматулина. - И Таня предлагает вернуться к этому состоянию. Этот перфоманс можно пройти самостоятельно, перейти по QR-коду, где записан голос с уральской древней колыбелью, или с помощью автора объекта. Во время перфоманса Таня надевает платье с перьями, корону, ходит по кругу, укачивает и поёт колыбельную. На протяжении 20 минут у участника перфоманса случается тотальное погружение в эту историю.
Кстати, лодку для объекта удалось найти у местного лодочника. Для создания атмосферы в пространстве пахнет полынью, а на стенах нарисованы изображения божеств.
- Как художник я давно хотела поработать с архетипом лодки, - комментирует Татьяна. - И я благодарна резиденции за то, что мне удалось воплотить этот образ. Лежать в лодке — плыть по течению жизни без контроля, доверять потоку реки. Путешествие без движения. В этом много страха и расслабления. У многих народов лодка участвовала в обрядах перехода — свадьбы, рождения, смерти.
"Косху". Даня Пирогов. Нижний Новгород.
- Гнёзда «Косху» –объекты моей личной мифологии, появляющиеся там, где запланированный сценарий происходящего был нарушен, - рассказывает Даня Пирогов. - Они возникают в среде, мимикрируя под неё и пропуская пространство через себя. Гнёзда не имеют отношения к природе или к человеку, поскольку существуют в своей парадигме. «Косху» являются маркерами новой жизни, точками для сбора представителей нового. В контексте жизни завода гнездо является маркером новой жизни, точкой для сбора представителей нового сценария.
Все металлические элементы для создания объекта были найдены на заводе. Чтобы поднять готовую инсталляцию на крышу - нужно было вызывать специальную подъёмную технику.
- Это тоже интересные момент, как художник работает с пространством, насколько его чувствует, - добавляет куратор Алина Рахматулина.
Следующий объект также принадлежит Дане.
- Даня здесь на территории завода в первые дни обнаружил, что у нас у всех пятки красятся в чёрный цвет, - комментирует куратор Алина Рахматулина - Он не мог понять, с чем это связано. Потом понял, что на территории нашего лагеря на земле много графита. Он подумал, что ему хочется повзаимодействовать с этим материалом. Даня натянул кальку, которую использует в своей практике. И посоздавал свои абстрактные формы. Сильная работа на ощущенческих состояниях. Плюс, когда музыки нет, например ночью, она очень мистически выглядит.
"Цвет Сысерти". Катя Рыблова. Нижний Новгород.
Перед началом работы Катя Рыблова провела онлайн и офлайн опросы местных жителей и туристов, где центральным вопросом стал - с каким цветом у вас ассоциируется Сысерть? В опросе приняли участие 650 человек. По итогам голосования победил зелёный цвет. В анкетах люди писали, что Сысерть для них - уютная, своя, историческая, комфортная, зеленая, природная и живая.
- Данная работа всецело отражает смыслы, заложенные в этих ассоциациях - зеленая ниша является сосредоточением уюта, целостности, быта и комфорта, - комментирует художница. - Снаружи зритель может видеть через окно интерьер завода, который является неотъемлемым смысловым дополнением зеленой Сысерти. А внутри, когда зритель смотрит через окно - видит зеленую природу, как раз самую главную выявленную смысловую идентичность города - его природную ценность.
- Мы нашли такую классную нишу и покрасили её в выбранный цвет, - дополняет куратор Алина Рахматулина. - Но у меня появилось продолжение. Сейчас кажется логичным, летом – цвет Сысерти зелёный. А я предложила ребятам провести такой же опрос, например, ранней весной или поздней зимой, чтобы понять, а мнение людей изменится? Сысерть она всегда воспринимается зелёной или только летом?
"Сысерть говорит". Команда "6:23". Нижний Новгород.
Художники Команды "6:23" ходили по Сысерти и переписывали все тексты, которые видели на улице. Затем перенесли их на баннер, а рядом разместили меловое полотно, на котором любой желающий мог оставить своё послание. Сами художники делят свою экспозицию на две части: первая это про прошлое и настоящее:
- Город всё время разговаривает с нами: через объекты, цвет, текст, стрит-арт, граффити, листовки и объявления, звуки. Идея работы - собрать идентичность Сысерти во время дрейфа по городу - через тексты в городе, через надписи на стенах. Команда 6:23 обезличивает собранные тексты, убирая авторский стиль исполнителя, оставляя только суть - текст на стене, сведенный в столбик, как в заметках на телефоне. Эта работа - отражение прошлого и существующего недавнего контекста Сысерти.
Вторая часть - про настоящее и будущее:
- Вторая часть работы является ответом первой, она создает пространство для выражения актуальных мыслей и пожеланий. Работа представляет собой имитацию школьной доски в пространстве завода. Посетителю предлагается оставить свой след и свои мысли на этой доске. Происходит диалог жителей и туристов с Сысертью, в том числе и с заводом.
Куратор Алина Рахматулина добавляет, что возможность зрителя "высказаться" после просмотра арт-объекта, отличная практика:
- Мне кажется это интересным, когда человек зарядился искусством со всех сторон, нужно оставлять пространство, чтобы он что-то от себя "отдал". Мой опыт показывает, что такие штуки работают очень хорошо. Это классный способ дать человеку высказаться и покоммуницировать друг с другом в формате переписки.
"Офис 6:23". "Команда 6:23". Нижний Новгород.
- Художники из Нижнего Новгорода исследовали Сысерть, - рассказывает куратор Алина Рахматулина. - Им было важно найти своё место здесь и исследовать – какая Сысерть? Они придумали проект – нашли стулья, покрасили их в синий цвет, взяли синий скотч, ходили по городу, делали скотчем на земле небольшой прямоугольник, ставили в него два стула, садились и какое-то время там работали. Таким образом они исследуют место. Это более глубокое погружение – в первую секунду ты сюда пришёл – увидел одни вещи. Посидел 15 минут – начинаешь замечать уже совершенно другие вещи.
"Нигде". Таисия Касько и Янчи Каплан. Екатеринбург.
- Инсталляция «Нигде» представляет из себя метафорическое изображение пространства межмирья, которое олицетворяет проход сквозь лес и избу инициации для перерождения. Изгородь из цветов как грань настоящего. Вода — очищение. Деревянный причал — середина, начало пути перерождения. Дверь как символ восприятия ещё одной грани, ведущей к новому пути и то что за ней, мы сможем узнать лишь когда будем готовы.
"Сбегающая пустота". Ася Митрофанова. Екатеринбург.
Арт-объект в технике папье-маше создала самая молодая художница за всю арт-резиденцию - шестнадцатилетняя Ася Митрофанова.
"В первую очередь, сбегающая пустота — это пустота завода, которая заполняется новой жизнью, поэтому она уходит. Во-вторых, сбегающая пустота - оксюморон. Пустота есть везде, и она никуда не сбежит. значально проект задумывался как сущность, помощник завода, как фиксик, но сейчас он хочет уйти, потому что больше не нужен здесь, однако не может этого сделать, потому что по-прежнему привязан к заводу", - говорится в пояснении к арт-объекту.
- Ася прислала мне заявку вместе со своим портфолио, - рассказывает куратор Алина Рахматулина. - Мне очень понравились её работы. Она делает скульптуры из папье-маше. Мне показалось, что она сюда идеально впишется. По согласованию с её родителями Ася жила на территории завода на протяжении двух недель, изучала пространство и создавала свой объект. Плюс это прикольный экспириенс для меня как для куратора - не бояться работать с молодыми художниками.
"Личина". Оля Сурикова. Екатеринбург.
- Оля Сурикова интуитивная художница, - комментирует куратор Алина Рахматулина. - Она просто берёт кисть, краску и начинает творить. Оля провела исследование: мы знаем, что у всех древних народов существуют маски. У ханты, манси, народов которые здесь жили, были не маски, а личины. Оля вырезала фанеру в форме маски, по её представлению. С одной стороны мы можем видеть рот, нос, глаза. А с другой стороны можем увидеть здесь какие-то маленькие образы: птицы , лось, солнышко, карьеры или кратеры луны. Так мы можем погружаться в микро миры.
"Я — художник, который любит делать работы без эскизов и подготовки, мне нравится живой поток. Я хочу сохранить для себя интригу до конца: а что же получится на этот раз? Я сама зачастую удивляюсь результату, но мне нравится этот безграничный процесс творчества без рамок, идущий из подсознания, сюрреальный, меняющийся всегда по ходу пьесы", - комментирует художница.
"Корни традиций". Ульяна Розина. Екатеринбург.
Невозможно не заметить вязаную инсталляцию из льна на фасаде завода. По задумке этот арт-объект символизирует переосмысление традиций времён, когда завод работал в полную силу.
- Ульяна провела исследование и узнала, что Урал - это одно из древнейших месторождений льна, - рассказывает куратор арт-резиденции Алина Рахматулина. - Мне нравится делать вызовы для художников. Обычно, работы Ульяны довольно небольшие, а тут прямо на весь фасад. Это большая работа. И история с натуральным цветом льна - идеально вписалась в пространство завода и не конкурирует с ним. Кстати, Ульяна не так давно начала изучать руны. И, когда она уже приехала домой после создания объекта, форма, которая получилась на самом деле повторяет руну, которая переводится как "перерождение и новое начало."
Максим Реванш. Екатеринбург.
- Такая ящерица родилась у художника Максима Реванша, - говорит куратор арт-резиденции Алина Рахматулина. - Мне кажется она отлично вписалась сюда, на территорию лагеря. Мы тут ходим каждый день и думаешь: "Ну плита какая-то". Ты не обращаешь на неё внимание. Её как будто бы и нет. А эта история про то, как художник умеет подмечать какие-то вещи. Плюс ночью, многие объекты начинают жить по-своему и вот эта серебряная краска, она отражает свет луны и объект как бы подсвечивается.
Ещё один арт-объект Максима Реванша - Павел Петрович Бажов в авторской интерпретации.
- Если присмотреться, то можно увидеть очертания ящерки, которую мы видели ранее. Максим во время исследования обратил внимание, что Павел Петрович часто на фотографиях попадается с трубкой. Этот образ пришёл ему ночью - когда из трубки уральского сказителя идёт дым и в нём появляются образы ящерки.
"Река, которая уносит прежнюю меня". Екатерина Малышева. Екатеринбург.
- Фактор водных ресурсов является важнейшим при размещении промышленности, в создании завода, а потом уже и города, - рассказывает Екатерина, - Образ реки стал определяющим. Я сфотографировала часть макета в краеведческом музее Сысерти. Сделала автопортрет на айфон. Нарисовала платье Огневушки - Поскакушки из сказов Бажова. Вода растворяет, уничтожает, очищает и восстанавливает. Нырнуть в воду — значит перейти из одного состояния в другое. Завод становится другим, собирая десятки творческих людей. За эти две недели во мне тоже что -то изменилось. Я неловко заявляла в начале арт- резиденции, что я художница. Но река уносит эту неловкость и стеснение. Я художница.
"Каменное сердце". Владимир Мель. Москва.
Ещё один арт-объект или светодинамическая скульптура, с которой можно повзаимодействовать в тёмное время суток. На эстакаде напротив туристско-информационного центра установлена кнопка с надписью "Поделись биением своего сердца". Нажимая на неё, внутри завода начинает "биться сердце".
- Здесь у нас установлена кнопка, внутри завода стоит большое сердце и, когда ты сюда подходишь и нажимаешь на кнопку, он считывает твой пульс и сердце начинает биться, - комментирует куратор Алина Рахматулина. - Таким образом, каждый человек может зарядить внутреннее сердце завода своей энергией.